Как перемазать ткань, или модный узелковый батик (ШИБОРИ)

Узелковый батик очень древняя техника окрашивания ткани, сейчас ее называют модным словом ШИБОРИ. Но я тут буду называть вещи своими именами, и уж не обессудьте, по моему мнению, узелковый батик - это искусство перепачкать чистую ткань.
Кроме предлагаемого мастер класса есть продолжение в видео "Зимнее настроение или как перемазать ткань с большой пользой."
Традиционный принцип изготовления узелкового батика - это завязывание на ткани различных узлов и макание ее в различную краску. Таким образом, получаются на ткани всякие разводы, и они иногда случаются очень живописными, иногда не очень, но носить можно. Я не особенно жалую эту технику за ее непредсказуемость. Мне больше нравится рисовать на растянутом шелке, где определенно ясно, что должно получиться. Но для демонстрации процесса при обучении: 

... НЕ нужно брать натуральный дорогой шелк и специальные дорогие краски! Пробуйте тем что есть на том что осталось! Ну, если очень понравится, то потом, конечно, можно и шелк натуральный и специальный запариватель за 13 тысяч рублей. 
Начнем с эфектов. Если мы возьмем масляную краску и разведем ее с бензином для зажигалки, или возьмем резервирующий состав для батика на бензиновой основе и выльем это в емкость с водой, то на поверхности воды будут плавать мелкие или крупные пятна того цвета, который мы взяли. Если на эту грязную лужу опустить ткань, то краска останется на ткани.


Я взяла красную масляную краску. Обратите внимание, что много лить не надо! иначе пятно будет одно большое и жирное, а вот капельками накапать - это намного лучше, пятнышки будут мелкие и разводы достаточно приемлемые. На пятнах в тарелке это хорошо видно. Для большого шарфа я использовала большой таз, макала в него ткань три раза. Таз после работы отмывается противно и трудно, поэтому запаситесь Фери, Кометом, или что там у Вас под рукой заранее. С ткани краска тоже не отмывается совсем. Мне, вообще, очень часто задают вопрос, о том что при стирке потом с батика краска не смоется ли? - нет, не смоется, не состирается, ни краска, ни резерв, ничего, хоть как старайтесь стирайте. И советую людям на курсы одежду по плоше одевать, потому как если ее закапать, то даже безо всякого запаривания краски на основе акрила не состираются.
Потом эту выпачканую в краске тряпку вешаем сушить. Красные пятна, хаотичные и бесформенные будут у нас, в дальнейшем, ягодами рябины и грудками снегирей, пока они больше похожи на что-то нехорошее.
Теперь добавляем в фон серую дымку. По русски сказать, теперь попачкаем черным цветом. 


Завязываем узелками ткань. Если я хочу много черного цвета, то узелков нужно завязывать мало, а если я хочу серую дымку, то узелков нужно завязывать много, туго, исходя из принципа, что ткань под шерстяной нитью окрашиваться почти не будет. Когда узелки завязаны, я мочу ткань! На мокрой переходы будут плавные, а на сухой резкие. Я ведь хотела дымку, потому и мочу, а потом уже крашу, вот у меня много черной краски осталось, ее на мастер-классах особенно не используем, а в наборах она есть, ею и крашу. Не развязывая узлов сушу ткань, лучше в подвешенном состоянии, но можно и на столе на клеенке, чтобы ничего не запачкать. Когда ткань высохнет, развязываю узелки и утюжу будущий шарф через мокрую марлю (можно и без марли). Вот такое изделие некоторые считают уже готовым к носке. Но я его натягиваю на рамку и дорабатываю черным резервом и красной акриловой краской. Черным резервом я рисую, где мне показалось лучше, клювы и хвостики снегирей, и соединяю линиями разбросанные рябиновые ягоды в грозди, вешая их на ветки деревьев. Где грудки птиц или ягоды не попали на место, дорисовываю их красной краской по сухому. Ткань у меня шифон синтетический, краска красная без резерва немного растекается, но на такой поверхности это без разницы. 
мазня-для-шарфа-со снегирями  

Получается вполне приемлемый шарфик со снегирями на зимней рябине.
Итак, узелковый батик в более традиционном варианте мы делали с группой обучающихся на прошлой неделе. Они рисовали холодным батиком платки, а я между делом, завязала узлы на куске синтетического шифона. Знаете, если узлов завязать мало, то краски на ткань можно вылить больше, и разводы будут крупнее. И сначала я завязала узлов мало. Правда, и краски мы вылили мало, мы ведь не специально туда краску лили, а что в палитре после батика осталось, то и лили. Вот в первый день немного напачкали на сырую тряпку, я ее перед этим намочила, чтобы разводы были плавными, - типа фон будет. А во второй день я уже решила делать конкретные одуванчики, и мы с детьми, пока взрослые рисовали шеи павлинов, завязали стандартные узелки с крупными бусинами внутри. А потом, когда урок подошел к концу, а краска на палитрах еще осталась, мы положили нашу "вязанку" на клеенку и вымазали все остатки палитры на нее. Красиво получилось :-) , сами посмотрите.

 

 
Так ее и оставили сушить. А изнанку сразу не перевернули, чтобы не испачкаться, хотя оно надо было бы, но, решили, что и так неплохо. И изнанка осталась почти белая, только немного разводов с первого раза. А если бы мы изнанку тоже покрасили, то меньше пришлось бы дорисовывать, ибо фон сам по себе получился бы потемнее.
А потом я развязала узелки и, я так это носить не могу ;-) , натянула ткань на рамку и дорисовала кисточкой и красками одуванчики.



Далее поутюжила через мокрую тряпку, чтобы лучше запарилось, простирнула, на всякий случай, вдруг запылилось, пока неделю от занятия до занятия валялось, еще раз проутюжила и сфотографировала. 

Работа очень не сложная, у кого угодно получатся такие одуванчики. 
По секрету: красную краску нигде в открытом виде я не использовала, я ее на палитре смешала с зеленой, и уже коричневым цветом..., а фиолетовые оттенки палитры только по краям пустила, правда, там все равно в серединки где то она попала.

Удачи в творчестве.
Кроме предлагаемого мастер класса есть продолжение в видео "Зимнее настроение или как перемазать ткань с большой пользой."

Категория: Мастер классы и пособия | Добавил: ShahOFF (22.12.2018)
Просмотров: 661 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar