Эффективное управление работой коллектива проекта в образовательном учреждении.
Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие чёткого заранее определённого плана, минимизации рисков и отклонений от плана, эффективного управления изменениями.
В системе образования проектная деятельность введена как способ достижения результатов, запланированных системой образования. Она может проводиться в целях сбора информации и анализа для принятия базовых решений, может проводиться для внедрения в сферу актуальных изменений, вызванных временем.
В настоящее время мир меняется очень быстро, намного быстрее, чем способна реагировать система образования. Пока по бюрократической лестнице утверждений вводятся новые положения и рекомендации, пока они спускаются на места в виде распоряжений и приказов, цели, ради которых они были созданы, успевают устаревать. Проектная деятельность дает возможности работать, успевая за временем, и, возможно, даже с опережением времени.
В Образовании проект – это не только комплексное, не повторяющееся, одномоментное мероприятие, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам. Это, скорее, мысль, нововведение, эксперимент, позволяющий получить результат. Чаще всего, в российской системе образования времени, бюджета и ресурсов на осуществление нормального проекта у учреждения нет, и не ожидается. Запланированные тематические проекты, на которые предусмотрены какие то ресурсы, - это, в большинстве своем шаблонные наработки (сделанные другими участниками системы ранее), спускаемые в виде рекомендаций для исполнения на местах. А проекты новые, которые могут претендовать на авторство и дальнейшую трансляцию в систему образования – это головная боль, риски и ответственность исполнителя. И выполняются они, как правило, «на коленках», чисто на энтузиазме вдохновителя. Соответственно, в разных случаях должен быть разный подход к руководству и обеспечению выполнения проектов.
В основе современных методов управления проектами лежат методики структуризации работ и сетевого планирования, разработанные в конце 50-х годов XX века в США. Это с одной стороны облегчает работу, давая понимание направления менеджменту для успешной деятельности. Но, с другой стороны, это может мешать работе, ибо данные методики заточены под коммерческое восприятие действительности. А в Образовании коммерческая составляющая не является главной. И, я бы желала, чтобы никогда она не стала главной, ибо главенство коммерции в образовании приводит к перекосам, которые чаще заключаются в громких заявлениях о воспитании «новых детей», а на практике реализуют обычную школьную программу. Причем, с запаздыванием по возрасту, - в пятом классе дети только осваивают программу третьего класса обычной школы по математике, зато у них много дополнительных иностранных языков, основы программирования, основы права и прочая занятость (не всем доступная по развитию), суть которой, на деле, сводится к повышению коммерческой составляющей. Местячковые Администрации, кстати, весьма приветствуют, чтобы любые нововведения в образование осуществлялись на коммерческой основе (очевидно, связано с ограничением бюджета).

План управления является основным документом, с которого должен начинаться любой проект. План корректируется в течение всего проекта.
В плане управления проектом должно быть отражено: содержание и границы проекта, ключевые вехи проекта, плановый бюджет проекта, предположения и ограничения, требования и стандарты.
Вторым важным аспектом является расстановка людей в проекте.
В образовательном учреждении основным условием выполнения любого проекта является коллектив. Руководитель учреждения должен знать, на что какой работник у него способен, и при решении осуществлять проектную деятельность исходить, прежде всего, из возможностей своего коллектива и сотрудников. Дополнительно есть возможности в образовательном учреждении пользоваться помощью родителей обучающихся при достижении их желания. В любом случае, нужна правильная мотивация сотрудника(ов), берущих на себя дополнительную нагрузку в виде ведения проектной деятельности. Мотивация желательна нематериального характера, ибо в образовательных учреждениях, как правило, работают педагоги, а не коммерсанты, и виды нематериального стимулирования действуют тут надежнее. Руководитель обязан, прежде всего, провести работу по выявлению интересов сотрудников, их потребностей и ожиданий. Проектная деятельность может быть использована руководителем для формирования условий для раскрытия личностного потенциала работников. Создание условий, чтобы у человека была возможность благодаря старательному труду удовлетворить свои потребности – немаловажная часть работы руководителя. Зная типы характеров и возможности своих сотрудников, расстановку людей нетрудно будет сделать. Нельзя упускать из виду существование в коллективе референтных групп.
Организация может вести одновременно несколько проектов. Проекты могут быть одноплановые – объединяемые одной целью, например, проекты творческого характера. Будь один из них ролевой, другой исследовательский, третий телекоммуникационный (учебный), - все они будут иметь равное значение и преследовать единые обучающе-воспитательные цели. А могут быть проекты различной значимости для учебного заведения: например, одни педагоги ведут творческие краткосрочные проекты с обучающимися, а другая группа руководит проектом, например, на признание учебного заведения региональной инновационной площадкой в сфере образования. В любом случае, руководитель должен стремиться к ощущению значимости своей работы у всех сотрудников.
Способы руководства и методы управления могут быть как авторитарными, так и неформальными, демократичными, гибкими. В любом случае, руководителю хорошо понимать, что сам лично он всю работу не вытянет, что сам лично он «не лучше всех все знает» и своим поведением и отношением стимулировать работников на качественное, успешное выполнение работы.
Для успешного руководства людьми руководитель должен уметь придерживаться следующих принципов:
• Быть целенаправленным и последовательным;
• Обеспечивать состязательность и максимальное вовлечение исполнителей в принятие решений;
• Знать научную базу и допускать элементы творчества;
• Хорошо понимать функционал
• Быть универсалом в своей сфере деятельности;
• Уметь сочетать централизованное регулирование и самоуправление;
• Учитывать индивидуальные особенности работников;
• Обеспечивать единство прав и ответственности в каждом звене;
• Контролировать, координировать действия при необходимости;
• Учитывать закономерности как межличностных отношений, так и группового поведения.
Если вышеперечисленные качества руководителю доступны в силу его личностных данных, то руководство проектами в образовательном учреждении будет проходить успешно.
Об успешности проекта в образовательном учреждении хотелось бы добавить, что:
Целью управления проектом(-ами) является достижение заранее определенных целей при заранее известных ограничениях и целесообразном использовании возможностей, реагировании на риски. Оценка успешности может различаться с точки зрения бизнеса, пользователя и исполнителя. Существуют методики оценки для внутренних проектов, когда заказчик и исполнитель находятся в одной организации. В образовательной организации в роли бизнеса выступает управляющая вышестоящая структура, которая имеет преимущественное право оценки успешности проекта в свете своих основополагающих целей. Поскольку финансирование учреждения осуществляется на гос. основе и не должно ставить целью получение материальной прибыли, то и успешность проектов может иметь разноплановые оценки. Внешняя оглашаемая оценка идет в соответствии с политикой Образования РФ. Иные (внутренние) оценки используются министерством образования для анализа перспектив и возможностей и оглашению могут не подлежать.
Существуют проекты, которые при достижении поставленных целей и целесообразности изменений, в силу разных причин, не соответствуют ожиданиям заинтересованных сторон. В проектах с высоким уровнем изменений требуется управление ожиданиями.
Категория: Утверждения | Добавил: EllePlatz (03.09.2020)
Просмотров: 836 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar