Некоторые частные выводы
Печатается не полностью. Полный текст можно посмотреть по ссылке ЗДЕСЬ.

Некоторые частные выводы
о состоянии культуры на отдельно взятой территории.
(относительно целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)")  

2. Состояние культурных ценностей в современном мире.

Поведенческие реакции любой системы на воздействие внешней среды строятся на основе информационного обеспечения, свойственного каждой из них. Человек Разумный как биологический вид при таком взгляде отличается от животного мира прежде всего тем, что благодаря устной речи, изобразительному искусству, письменности и т.п. - каждому входящему в жизнь поколению доступен для освоения не только опыт и жизненные навыки живущих взрослых поколений, но в той или иной степени доступны и зафиксированные культурой опыт и жизненные навыки ушедших из жизни поколений, при этом опыт и жизненные навыки приобретаемые в процессе освоения характеризуется процессом обновления информационного состояния общества. Информационное состояние общества – это состояние информационного обеспечения его поведения, обусловленное биологически и социально (культура).

В жизни технократической цивилизации доминирует непрерывный процесс вытеснения устаревших технологий и технических решений новейшими, но того же самого назначения. Во времена Возрождения социально значимое множество технологий, технических решений и культуры не обновлялось веками, а через технологически и культурно неизменный мир проходили многие поколения. В наши дни социально значимое множество технологий, технических решений и течений культурного характера, обновляется быстрее, чем раз в десять – пятнадцать лет, техносфера и «новая» культура, окружающая человека, успела измениться несколько раз на протяжении активной жизни одного поколения.

Объективное явление, изменение соотношения эталонных частот времени – собственная характеристика глобальной социальной системы. Это информационный процесс, протекающий в иерархически организованной системе. Из теории колебаний, теории управления известно, что если в иерархически организованной многоуровневой системе происходит изменение частотных характеристик процессов, протекающих на каждом из её уровней, то система переходит в иной режим своего поведения. Это общее свойство иерархически организованных информационных систем. Оно по отношению к жизни общества предопределяет качественные изменения в психологии множества людей, в нравственно-этической обоснованности и целеустремленности их деятельности, в избрании средств достижения ими целей; предопределяет качественные изменения того, что можно назвать логикой социального поведения: это – массовая статистика психологии личностей, выражающаяся в реальных фактах жизни.

При библейском соотношении эталонных частот времени, поскольку культура не обновлялась значительно на протяжении жизни одного поколения, информационное состояние общества изменялось со скоростью смены поколений. Этому соотношению частот соответствовало и господство кодирующей психику педагогики, целью которой было не раскрыть творческие способности человека, не обучить человека воспринимать и осмыслять мир самостоятельно, памятуя о достоянии культуры прошлого, а вбить в его психику достижения прошлого, признанные каноническими. Школа освоения знаний (зубрежки) доминировала над школой активного творчества. Но при нынешнем соотношении эталонных частот времени, один раз в жизни вызубрив, уже невозможно в течение всей жизни паразитировать на обретенном некогда своим трудом знании, произведенном трудом предков, поскольку знание устаревает быстрее, чем период активной жизнедеятельности одного поколения. Чтобы всю жизнь учить общество на основе принципов кодирующей педагогики, необходимо иметь второе параллельное общество, состоящее из одних только учителей и наставников. Это невозможно, поэтому самообразование на основе базового образования – единственная возможность поддерживать квалификацию в новых исторических условиях. Школа освоения знаний (зубрежки) таким образом изжила себя, но её жертвы всё еще живут и действуют несообразно обстоятельствам и усугубляют их, поскольку старые знания и навыки устаревают, а обрести новые они самостоятельно в процессе развития не умеют.

Формирование логики культуры и социального поведения, отвечающей новому соотношению эталонных частот, протекает к сожалению в наше время, каждый из индивидуумов в нем участвует или сознательно и целеустремленно, или бессознательно на основе усвоенных в прошлом автоматизмов поведения. При этом глобальные экономические интересы все чаще и сильнее замещают культурные и социальные ценности неким суррогатом, имеющим единственную цель – увеличения количества и качества этих интересов, насаждения узконаправленной логики социального поведения не противоречащей этим интереса. В новом соотношении эталонных частот российская культура, основанная на школе освоения знаний (зубрежки), уже не успевает заполнить вакуум в информационном состоянии общества, состояние информационного обеспечения культуры развивается или хаотично или под воздействием глобальных экономических и государственных интересов. При этом каждый индивидуум по своему произволу, обусловленному его нравственностью, имеет возможность, осознанно отвечая за последствия, избрать для себя тот или иной стиль жизни. В свою очередь нравственность в наше время формируется информационным обеспечением глобальных экономических интересов.

Замещение элементов культуры социальных и общечеловеческих ценностей развивается в геометрической прогрессии. На нынешнем этапе российской культуры происходят явные качественные негативные замещения в психологии множества людей:

-- Культура личности. Честь, достоинство, интеллигентность, человеколюбие и др. – замещается «понятиями», чинопочитанием, корпоративной этикой, эгоизмом и тд.

-- Культура отношений. Чувственность, сострадание, дружба, любовь и др. – замещается «гламуром», спонсорством, деловым партнерством, сексом и тд.

-- Культура общения. Красноречие, терпимость, правильность речи, этикет и др. – замещается «базаром», чванством, «албанскими», позерством и тд.

-- Культура творчества. Вдохновение, творческий порыв, энтузиазм, альтруизм и др. – замещается наркоманией, вознаграждением, имиджем, саморекламой и тд.

Культура семьи. Культура восприятия. И многие другие элементы, многообразие которых растет с той же скоростью, с какой развивается мир.

При этом сами культурные, социальные и общечеловеческие ценности претерпевают огромные изменения, отвечая новому соотношению эталонных частот и социально значимых технологий. Уже сменились принципы и характеристики носителей информации, полностью изменились источники визуального восприятия, появились новые техногенные системы влияния и образования. Все элементы культуры, которые не способны своевременно отреагировать на изменение соотношения эталонных частот времени, обречены на отторжение, переходящей в иной режим своего бытия под воздействием человеческой деятельности последних десятилетий.

 

3. Критические моменты современного состояния региональной культуры.


С 2006 года мы целенаправленно и внимательно следим за развитием федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010)", и все же нам трудно правильно оценить значимость и характер ее достижений. По этой причине критические по нашему мнению моменты современного состояния российской культуры могут не соответствовать истинному положению дел. Это мнение основано на узком информационном поле - собственные наблюдения, небольшой пакет доступных документов, анализ информации СМИ, мнения небольшого круга людей и чиновников, официальная информация и состояние культуры в г.Тольятти. Мы надеемся, что в других городах и регионах состояние культурной и информационной среды значительно лучше, чем мы представляем.

Из ФЦП: Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования.

Мы не можем оспаривать этих выводов, но хотелось бы заметить, именно в эти годы начался информационный «бум» в России. Появилось большое количество неплохих проектов и идей, в том числе и культурного плана. Пик энтузиазма пришелся на 2002 – 2003 год. Но не получив ни какой поддержки, а порой даже внимания, разочаровавшись энтузиасты плавно перетекли в коммерцию (более 280 из известных и интересных проектов закрыты, более 120 заморожены, существуют но не обновляются).(01) Особенно в те времена была обидна нечистоплотность государственных и общественных формаций и чиновников. Вместо поддержки и сотрудничества процветал плагиат (информация и идеи копировались в худшем исполнении за большие бюджетные деньги), получались гранды под идей одних, в карманы других, на откатной основе приглашались зарубежные сетивики с лекциями и конференциями и т.д. Именно в этот момент начал прогрессировать, под влиянием роста информационного обеспечения, экономической выгоды и гипер популярности новых технологий, процесс замещения одних ценностей другими.

Из ФЦП: По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".

Фактически для основной массы граждан РФ роль и даже форма культуры в традиционном ее понимании перестали существовать. Поздно выводить культуру на уровень, на 60% территории РФ сама культура стала «памятником культуры», в нынешней своей формации культура только мешает активному развитию социально-экономических процессов. В провинциальных городах с развитыми информационными сетями в возрастной группе от 15 до 35 лет (дети перестройки) интерес к культуре менее 5%, при этом интерес к запрещенным веществам и продукции (наркотики, порнография, секты, неформальные объединениями т.д.) более 32%, отображению «сладкой жизни» и «невообразимого успеха» (аниме, ванильные комедии, приключения, компьютерные игры и т.д.) около 18%. Интерес к отображению темной стороны жизни (насилие, преступления, война, оккультизм. сатанизм и т.д.) чуть менее 15%, более 14% не имеет ни какого интереса, просто убивается время, за всевозможными играми, развлечениями и просмотром телепрограмм. Оставшийся 16% информационный вакуум чаще всего заполняется интересом к иностранной культуре и истории. (02)

Из ФЦП: Сохранение культурного наследия Российской Федерации…

проведение работ по сохранению и реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов; содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность указанных ценностей и гарантирующей доступ к ним граждан.

Такие возможности в 2001 - 2003 годах не привели бы к относительному провалу проект «Тольятти не только ВАЗ» и многие другие проекты.

Еще осталось довольно много энтузиастов, которые с нетерпением ждут таких возможностей. Но пока, к сожалению, информацию приходиться собирать по «крохам» и в основном используя метод распространения «из рук в руки», при этом распространители могут, а иногда и преследуются «по закону». Небольшая часть «привилегированных» московских изданий уже получили такие возможности и используют их в коммерческих целях, преследуя «нелегальных» распространителей. При этом на рынке полно контрафактной продукции сомнительного содержания, зарубежного производства, а локальные сети на 40% заполнены порнографией и очень популярным среди молодежи «хентай».(03)

Из ФЦП: Формирование единого культурного пространства…

увеличение количества фестивалей, театральных гастролей, выставок; разработку, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций; развитие инфраструктуры отрасли, укрепление ее материально-технической базы.

Некоторые данные из «Отраслевой целевой программы городского округа Тольятти «Культура Тольятти – 2008»

Адресность программы: (в скобках некоторые комментарии)

- не менее 10 000 пользователей библиотек, (1,2% жителей города, комментарий №1 ниже)

- более 10 мероприятий для работников предприятий, (ВАЗ состоящий фактически из 6 производств и еще 7 крупных заводов не считая сотни крупных фирм и обеспечивающих производств)

- более 50 мероприятий для детей и школьников, (комментарий №2 ниже)

- свыше 60 мероприятий для жителей Комсомольского района.(население менее 15% города)

Таблица №2 Объемы финансирования Программы

Модернизация муниципальных библиотек: 4000000 р. (комментарий №3 ниже)

Культурно-просветительская деятельность: 2800000 р.

И того: 6800000 р.

Показатели результативности Программы (некоторые выдержки):

- уровень удовлетворенности пользователей муниципальных библиотек на 30 % ,(мы так и не поняли, что это значит, и нам так и не дали каких либо разумных пояснений)

- пополнение библиотечных фондов более чем на 5000 экз., (при этом в любом сетевом обменнике можно найти более 120 000 книг и 3000 аудиокниг не говоря уже о сети)

- увеличение доступа к электронным ресурсам объемом свыше 40 тыс. ед. (совсем непонятно каких единиц и чего)

Комментарий 1. Даже простой опрос и наблюдения показали, что из посетителей библиотек 0,6% школьники и студенты, пользующиеся учебными пособиями и программной литературой (чтобы не покупать но показать наличие – хоть что ни будь прочитают не более 50%), 0,3% студенты, готовящие курсовые и не имеющие доступ в интернет, оставшиеся 0,3% разные категории, пользующиеся в основном старой архивной периодикой.(04) При этом только торент локальной сети крупной телекоммуникационной компании раздает ежемесячно более 12 терабайт информации (в приближенном эквиваленте в 1,5 раза превышающие все содержимое библиотек г.Тольятти).

Комментарий 2. Если это мероприятия класса, которое мы наблюдали, то кроме чувства неудобства, дискомфорта и боязни за эмоциональное состояние детей оно не чего вызвать не может. В 11 часов утра с машины типа «ГАЗ», во дворе спального района, семеро непрофессиональных «актеров», под очень плохой, оглушающий звук (по моему играла ламбада), под дружный хохот подростков, пытались из 5-7 детей разного возраста, организовать хоровод (заверяю вас, что мероприятия типа «Здравствуй… лето или новый год» не намного лучше).

Комментарий 3. Господа чиновники, пожалуйста, проснитесь, уже несколько лет страна перестала быть «самой читающей в мире». Страна смотрит видео и телевизор (в современных семьях до 5 средств просмотра), слушает аудиокниги (сейчас нет людей читающих в транспорте, зато у каждого наушник от сотового или плеера и в 85% из них «попса», в 10% то, что можно назвать серьезной музыкой и в 5% аудиокнига) (05), очень активно жмет на клавиши и «мышки». За 4000000 р. можно поставить в каждую крупную библиотеку города хороший сервер и с помощью энтузиастов и бизнеса превратить их в единую информационную зону. И мало кому нужна «Культурно-просветительская деятельность» времен «развитого социализма». Не обманывайте себя, присмотритесь, на подобных мероприятиях вы увидите только три категории граждан, некий небольшой «бомонд» от культуры, граждан преклонного возраста тоскующих по временам «социалистической культуры» и школьников «приведенных» на подобные мероприятия вместо уроков. Последняя категория при этом теряет возможность получить знания и приобретает неуважение к старшему поколению, впоследствии высмеивая их отсталость от современного понимания мира.

Из ФЦП: Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации.

выявление и поддержку молодых дарований в сфере культуры и массовых коммуникаций; поддержку перспективных творческих проектов в отрасли; преодоление существующих тенденций по оттоку талантливых деятелей культуры и искусства из России; поддержку проведения конкурсов, фестивалей и других культурных мероприятий.

В Поволжье, да и в др. регионах России существует сильное недоверие к проведению конкурсов, фестивалей, тендеров и слетов. Еще существует тенденция, когда некоторые «деятели» культуры проводят такие мероприятия, для сбора идей, мыслей, эскизных проектов в целях обогащения собственного, истощившегося творческого потенциала, а нередко и просто банального обогащения. Сплошь и рядом эти тенденции используют «творящие» преподаватели «культурных» учебных заведений, воспитывая этим у студентов не творческий потенциал, а целый букет негативных чувств, в лучшем случае коммерческий потенциал.

Мало кто верит в поддержку перспективных творческих проектов. В регионах 80% такой поддержки можно получить только за взятку, откат, протекционизм или кумовство.(06) Яркий реальный пример: талантливая, молодая, подающая надежды художник (несколько персональных выставок), отличница, неплохой программист (рисовала, анимировала и программировала развивающие мини игры), спортсменка (КМС), приняла решение о бесперспективности и бесполезности дальнейших занятий творчеством. Причина, действия чиновника департамента культуры, протолкнувшего свою дочь (обучающуюся в одном классе с первой и «притянутой за уши» как по художественным дисциплинам, так и по обычным). К сожалению, этот случай не единичен, у всех чиновников есть дети.

Отток талантливых деятелей культуры и искусства из регионов за рубеж и в Москву огромен. Отток в Москву для регионов все равно что за рубеж – обычно даже не найдя реализации своих талантов в столице такие деятели не возвращаются на родину, а по причине более высокого уровня жизни оседают «продавцами и официантами», заработок продавца в Москве в два-три раза больше заработка работника культуры в регионе. А все же вернувшиеся (зачастую просто не смогли устроиться продавцами) редко продолжают творить, а становятся чиновниками культуры. По нашему мнению региональная культура еще как то держится за счет небольшого количества энтузиастов, альтруистов, творческой молодежи ищущий самовыражения и очень незначительной прослойки «меценатов». «Меценаты» люди еще в советские времена получившие творческое образование или любовь и понимание культуры, выжившие и обогатившиеся в конце прошлого века, которые на данный момент могут себе позволить в свое удовольствие творить или помогать творить другим.

 

4. Некоторые выводы наблюдений и экспериментов.


Единственными очагами культуры в России являются Москва, Санкт-Петербург, некоторые города миллионники, что охватывает не более 21% (07) населения страны. Но даже в этих городах (особенно в Москве) уровень культуры поддерживается в основном за счет понижения этого уровня в регионах. Именно в Москву идет основной отток (более высокий уровень жизни) талантливой молодежи. В совокупности с финансированием (более 40% федеральных бюджетов тем или иным образом оседают в Москве), и развитой техносферой (только Москва может хоть как то сравнится с мировыми стандартами информационного обеспечения). Москва является, пожалуй, единственным на сегодняшний день современным центром культуры России. В народном фольклоре до сих пор существует иносказание: «Россия барская вотчина, Москва барин и все остальные с поклоном должны нести «барщину» натуральными продуктами», времена «колбасных поездов» не прошли, произошла мутация и переход в иной режим бытия. Санкт-Петербург и некоторые старые города России за счет огромного культурно-исторического наследия и относительной близости к Москве еще называются очагами культуры. Хотя Санкт-Петербург под воздействием современных обстоятельств и реалий (судя по информации СМИ) переживает подъем как в экономической, так и культурной сфере, еще более увеличив отток талантов и финансов из регионов.

В 90 годы прошлого века народное творчество и фольклор довольно широко существовал в сельских и отдаленных районах страны. С наступлением больших городов, техносферы и информационного обеспечения процент этого творчества сильно сократился за счет оттока молодежи и естественного уменьшения существующих его носителей (старшее поколение). На данный момент это не более 3 - 4% населения. Когда по центральному телевидению показывают группу бабушек и дедушек, выдавая это за возрождение народного творчества, это если не пошло, то просто смешно. Бабушки и дедушки конечно несказанно рады, что им выдали костюмы и снимают по телевидению, это даже вызывает умиление у телезрителей, но они и до этого были носителями народного творчества может еще до рождения тех, кто их показывает, выдавая за возрождение народного творчества.

Из-за недостатка информации и предположительно искаженном ее характере, мы не можем четко разделить и классифицировать культурный уровень оставшихся 75% населения страны. Нам свойственно предполагать, что состояние культуры в регионах в среднем ненамного отличается от состояния культуры в г. Тольятти.

Может мы неправильно оцениваем состояние культуры в городе, может наши критерии оценки сильно завышены или ошибочны, но мы для себя сделали вывод, что культуры в г. Тольятти просто не существует. Еще в 2001 г. один из талантливых молодых деятелей культуры, уехавший за рубеж, так отзывался о культуре города: «Тольятти это просто большой спальный район, где ВАЗ отдыхает после работы».

Даже если взять за основу последние официальные исследования ситуация уже может показаться критической:

КРАТКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Краткая характеристика методики исследования. В ноябре – декабре 2005г. по общегородской выборке проведен опрос 400 человек (выборка целевая аналитическая, предельная ошибка +4,5%) и 102 экспертов – работников сферы культуры. (По нашему мнению характер исследования, сами вопросы и характер выборки предполагает завышение позитивности результатов от 15% до 30%)

Общая оценка населением динамики культурной ситуации в городе за последние пять лет заметно ухудшилась. С 33% до 42% увеличилась за это время доля тех, кто совершенно не удовлетворен положением дел в этой сфере. С 5% до 2% уменьшилась доля горожан, которые оценивают культурную ситуацию в целом как «благоприятную». С 31% до 24% сократилась доля оптимистов, ожидающих положительных изменений культурной ситуации в городе в ближайшие 2-3 года. Больше всего критических оценок было высказано в адрес состояния управления отраслью 52% опрошенных назвали его «неудовлетворительным». Приоритетным направлением представляется большинству опрошенных задача восстановления городских набережных, парков и скверов - 85% (после чего в 2006 в 2007 годах последовала массовая вырубка деревьев, не только в местах новостроек но и в парках и дворах). До 49% сократилась доля горожан, чье социальное самочувствие можно назвать "социально комфортным”, для них характерен высокий уровень удовлетворенности жизнью, оптимистическая оценка жизненных перспектив, минимальный уровень тревожности. В свободной форме 25% указали, что именно им нравится в организации городских культурно-массовых мероприятий: 22% – яркие красивые фейерверки; В свободной форме 57% указали, что именно их не устраивает в организации городских культурно-массовых мероприятий:20% - бесконтрольная торговля алкогольными напитками, приводящая к массовым беспорядкам; Общая оценка экспертами состояния городской культуры за последние пять лет заметно ухудшилась. Если в 2000г 5% опрошенных оценивали культурную ситуацию в городе как благоприятную, то сегодня таких ответов практически не было. Тем не менее, если говорить о краткосрочной перспективе в 2-3 года, то 17% опрошенных отметили определенные позитивные изменения.

За 2006 – 2007 год ситуация с культурой сильно ухудшилась. Третий передел Волжского Автомобильного Завода, как градообразующего предприятия, острые проблемы в коммунальной сфере, более года безвластия, осуждение мера города и ряда чиновников, рост информационных потоков и проблема замещения ценностей, привели к фактическому исчезновению культурной среды, остались лишь мелкие разрозненные очаги. При этом возникает острое ощущение, что департамент культуры больше беспокоит отчетность и организация торговых точек на городских праздниках.

Возможно, одной из причин такой плачевной ситуации с культурой в регионах может быть структура руководства самой культурой. Даже простое изучение штата руководящих работников от культуры, их биографий и других общедоступных данных показывает что в регионах на 80% (08) культурой руководят отставные военные, чиновники других ведомств попавшие под сокращение, люди из бизнеса по тем или иным причинам прервавшие свою экономическую карьеру. При этом 95% руководителей культуры не имеют какого либо художественного, эстетического или творческого образования.

Фактически можно утверждать, что в России происходит, а в го. Тольятти закончился процесс замещения ценностей и переход «культуры» в иной режим существования. Часто употребляемые термины «молодежная культура», «поп культура», «видено культура», «потребительская культура» и т.д. уже не имеют не чего общего с классическим понятием культуры (носителем общечеловеческих вечных ценностей). Эти новые виды «культуры», зачастую используя технологии манипуляции сознанием, преследуют единственную цель – содействие глобальному экономическому интересу, уничтожение или принижение национального самосознания и патриотизма. (09). По нашему мнению уже поздно что-то запрещать и восстанавливать, нужно попытаться сохранить оставшееся культурно-историческое наследие и начать процесс обратного замещения, вводя в новые существующие формы общечеловеческие вечные ценности.

 

5. Предлагаемые тенденции и перспективы развития.


Городской округ Тольятти всегда являлся очень специфическим образованием именно поэтому предлагаемые меры и перспективы развития также специфичны и только частично в видоизмененном виде могут быть использованы в других регионах. При этом общие тенденции действительны для всей территории РФ.

- Обеспечение сохранности историко-культурного наследия – «Тольятти город без прошлого, с очень смутным и неясным будущим» (финский строитель 2000 год). У г.Тольятти нет как такового историко-культурного наследия, оно покоится на дне водохранилища, а всерьез считать культурным прошлым историю возведения ВАЗа и химических гигантов, истории бандитских воин и переделов собственности, истории возведения новых памятников и сооружений просто не обоснованно если не считать более резко… Данные истории уже известны всей России и относятся скорее к уголовному кодексу чем к культуре.

За неимением своего историко-культурного наследия можно создать как материальное, так и виртуальное отображение этого наследия, это могут быть парки, развлекательные центры, панорамы, хранилища информации, информационные лавки. При этом никаких дотаций, достаточно инвестиций в первые этапы со сроком отдачи не более 3 лет. Сегодняшний момент просто диктует новые принципы запуска подобных проектов (10) – помощь с площадями с последующим целевым выкупом и коммерческими ограничениями, первоначальные инвестиции, запуск проекта в режиме старт-апа, проектирование и расчет выгод социально-культурного плана не менее 70% коммерческого 30% при этом коммерческая будет перекрывать затраты и приносить прибыль. Парк аттракцион чудеса России возможный пример такого отображения. Также существует множество других проектов и идей как уже воплощенных и готовых к переносу на региональные площадки, так и совершенно новых.

- Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований – «чтобы загубить проект достаточно вложить в него безвозвратные финансы» (П. Литман 2004 г.). Непрозрачность системы художественного образования, его финансирования, закрытые просмотры, и оценка творчества учеников и студентов катастрофически вредит самой системе художественного образования. Порождая коррупцию, воровство, переоценку.

Государство и муниципалитеты должны в первую очередь заботиться о гласности и прозрачности программ и финансирования художественного образования, открытой отчетности их исполнения, должны публиковаться обоснованные и открытые результаты итогов обучения с возможностью открытого, общедоступного визуального или другого их восприятия обсуждения и мотивированного опротестования этих результатов. Нужно покончить с пагубной практикой создания закрытых фондов ученических работ (не кому не секрет что частенько эти работы продаются в целях личной наживы чиновников), организовывать интерактивные аукционы и выставки продажи, при этом коммерческая выгода должна идти не учебному заведению, а на 60% автору. Создать общую локальную базу художественного образования с бесплатным свободным доступом к ней. Все эти предложения также могут быть финансированы в режиме старт-апа на 25% из бюджета, после чего пойдет частичная самоокупаемость и подключиться бизнес (11). В совокупности с традиционными методами в том числе «забытыми», а также новыми адаптированными методами применяемыми в мировой практике эффективность художественного образования можно повысить в несколько раз.

- Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества – Самым пагубными факторами для этого пункта программы всегда были коррупция, протекционизм, кумовство. Господа Вы практически забыли основной тезис «Культура должна служить народу», деятели культуры должны создавать и воспитывать, а не навязывать и поучать. Нужно на локальном уровне создавать информационно-культурные инкубаторы (12), где любой из творцов в свободной форме может заявить о своих проектах и идеях. Где само общество должно оценивать и обсуждать адресность и возможность поддержки того или иного профессионала, а мнение деятелей культуры учитывать как открытый, мотивированный, превалирующий коэффициент, В последствии самые яркие и обсуждаемые проекты и идеи могут выноситься на федеральный уровень для более полного финансирования и поддержки. Частные и юридические лица должны получить возможность финансовой поддержки понравившихся им творцов, проектов, и идей. Это должно происходить в доступной, открытой и простой форме (банки с удовольствием займутся этой частью программы на льготных условиях, поддержат и частично профинансируют), при этом подобные спонсоры должны тем или иным способом вознаграждаться.

- Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры – Нужно прекращать создавать на бюджетные деньги, мало информационные неинтересные сайты по культуре, изобилующие сухой казенной информацией и короткими анонсами несущими скорее дезинформацию и зачастую не относящиеся к культуре. Многолетние затраты на такие проекты порой сопоставимы со стоимостью целых информационных систем и их технического обеспечения при этом эффективность их по сравнению с последними не превышает 3-4%. По нашему мнению еще три года назад культура должна была начать осваивать информационные технологии в полном объеме. Свои базы данных и их интерактивное отображение должен иметь каждый сегмент, структура и объединение, при этом все они должны быть объединены в общую систему с локальным (бесплатным) и интернет доступом (13).

- Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации – Широкополосные телекоммуникационные сети применяемые в цифровом телевидении дают практически безграничные возможности информационного обеспечения особенно на локальном уровне. Основная проблема, которая может возникнуть – незначительное количество информационного некоммерческого контента. Выше предлагаемые меры в совокупности с поддержкой некоммерческих проектов, хоть какой то стимуляции энтузиастов и творческой молодежи позволят создать и отдавать потребителю до 3 терабайт в месяц на 1000 пользователей (что примерно равняется нынешнему внешнему трафикообмену крупного регионального провайдера). При этом культурная составляющая такого информационного потока может составлять до15%, эстетическая до 20%, познавательная 20-25%. (14)

 

6. Заключение.


Один замечательный человек, при этом занимающий значительный пост, высказался в наш адрес: «Как говорят опытные люди - "Я оптимист, ибо какой смысл быть пессимистом..."».

Это уже четвертая наша попытка обратить внимание на проблемы культурного, социального и военно-патриотического характера в современной России.

Первая была в 2001 - 2002 годах, мы вели активное сотрудничество с Тольяттинским филиалом Союза Художников России Юнеско (Кунин), Союзом художников России (Кузнецов), Сафроновым В., Коржем А., Департаментом культуры г. Тольятти именно тогда мы уже предлагали предпринять действия и применять технологии, которые сейчас включены в Федеральную программу. Ходят «слухи» что наши мысли и предложения даже получили гранд. Но все это закончилось тем, что мы создали на собственные средства сайт «Тольятти не только ВАЗ», на который впоследствии долгие годы ссылался сайт Департамента культуры (как более расширенное представление материала).

Вторая в 2005 – 2006 годах наши предложения были услышаны и приняты на уровне первого заместителя мэра (Ренц) и назначено контактное лицо (Перельштейн) для дальнейшего выяснения наших потребностей. Даже обещано финансирование. Мы активно взялись за работу

шесть познавательных телепередач цикла «Нетгород» (более трех часов), серия анимации «Детский сад», проект «Городская Жизнь», интерактивная, изометрическая, флеш карта г.Тольятти. Мы вложили средства, которые перед этим заработали на проекте «Города мира» VetlaSoftwareDesign (Монреаль). И опять все труды в пустую.

Третья в 2007 году мы презентовали программу «Социальные Информационные Сети». 04.06.2007 № Гр.М/508 мы получили ответ из Мэрии ГО Тольятти за подписью господина Иванова В.В. «Из ваших многостраничных писем не удалось понять, в чем заключается новизна, полезность и даже, что именно должна делать данная система». При этом в мэрию был направлен текст уже прошедший анализ и получивший официальные положительные отклики из Австрии, Германии, Америки, Москвы. Анализ проводился в связи с возможностью инвестиций, договор был подписан с Австрийцами на 58 000 000 евро, правда был сорван уже по чисто коммерческим причинам, в последствии рассматривался компанией «ФИНАМ» и работа идет только в г. Владимире.

Наши разработки были охарактеризованы «коммерческие сайты разнообразного направления от объявлений о продаже строй материалов (зеркало сайта московских партнеров, фирма «ЛАНС», ассоциации российских архитекторов), до сборников изображений эротического характера (сайт шутка описывающий «девушку сексуальную» как подвид вида «Человека разумного», 22% классическая живопись и великих в том числе, 36% современная живопись, основная цель замещение грубой эротики и порнографии). А вот остальных 14 разработок они и не увидели, в том числе нашу гордость «пехоту» и «манускрипт».

05.06.2007 № Ш -28/62 из Министерства транспорта и связи СО за подписью госпожи Макаровой к проекту проявили интерес и назначали контактное лицо госпожу Сабирову. После некоторых переговоров, пересылки нами дополнительных материалов, нам пояснили, что социальный проект должен быть совершенно бесплатен как сыр в мышеловке.

Нам очень интересно, сколько должно еще пройти лет, чтоб мы могли с чистой совестью заявить «а мы, ведь вам говорили, а мы, ведь предлагали…»

Категория: Утверждения | Добавил: ShahOFF (11.12.2018)
Просмотров: 615 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar