Роль информации и её характеристик в процессе управления
В настоящем эссе я буду рассматривать понятие Информации не столько как совокупность сведений (собранных, обработанных и накопленных), сколько как источник формирования в сознании управляющих работников картины окружающего их мира. И ограничусь единственной сферой управления – управления в области образования, потому как работаю в данной области, и изучение этой области представляет сейчас для меня наибольший интерес.
Роль информации в современном обществе, во всех его процессах, во всех его сферах деятельности и во всех структурах трудно переоценить. Информация в современном мире – это главное условие самого существования, тем более успешного функционирования любой системы.
В социально-экономической системе информация является средством коммуникации между людьми. Этим и определяется её роль в производстве, осуществление которого было бы невозможно без связей, коммуникаций.
Играя важную роль в деятельности человека, информация имеет большое значение в управлении любым производством.
Управление производством есть информационная (кибернетическая) система.
С точки зрения процесса управления информацию можно определить:
• как предмет управленческого труда;
• как совокупность сведений о состоянии управляемой, управляющей систем и внешней среды;
• как продукт управленческого труда.
Все, с чем работает управление образования, сам процесс образования, продукт образования… - все это работа с информацией. Система собирает, обрабатывает, передает информацию и создает новую информацию не только для обеспечения функциональности собственного процесса, но и для обеспечения функциональности процессов других систем. В настоящее время, если рассматривать приоритеты государства, то образование стоит, скажем, далеко не на первом месте по значимости, уступая и гос. безопасности, и экономическому развитию,и…, но, признаем должное: В настоящее время ни одна сфера деятельности государства не обходится без образованных квалифицированных кадров. И если система образования не нашла способов обеспечить информацией новые кадры, то другие системы вынуждены будут дублировать функции образования, каждая в своей отрасли, для обеспечения собственного функционирования.

Интересующая нас система является довольно сложной, она состоит из большего числа элементов, имеет обширный состав и объём сведений, её характеризующих. Из-за этого возникают сложности оценки ее состояния. Отсюда требование мощности и совершенства средства для сбора, передачи, обработки информации, с тем чтобы можно было понять поведение системы, управлять ею, оценить её перспективу.
Упрощенно, характеристиками информации являются:
• количество и качество информации;
• достоверность и точность;
• полнота;
• актуальность;
• ценность, полезность;
• плотность информации;
• регулярность, ритмичность поступления.
Все характеристики являются важным, необходимым условием осуществления управленческой деятельности. В зависимости от успешности этих характеристик стоит успешность управления самим процессом. Они, на мой взгляд, и есть источник принятия правильных решений высокостоящими управленцами.
Но на практике, система образования имеет множественные перегибы и сложности в обеспечении управленческого состава качественной, достоверной, полной, актуальной информацией для принятия решений.

Начнем рассмотрение с «Количество и качество информации», ибо эта характеристика является одной из основных характеристик при оценке загруженности работников аппарата управления. На мой взгляд, в нынешней системе мы наблюдаем одновременно и информационную избыточность и информационный голод. Да, на мой взгляд, именно такое положение дел «талантливо» создано в системе образования сегодня.
Количество поступающей информации в систему огромно. И КИС все это неплохо собирают, накапливают, систематизируют и даже анализируют. Но если рассматривать настоящее качество информации, поступающей в систему, то становятся доступными пониманию причины неактуальности, а порой, ложности информации, которую система принимает для дальнейшего анализа, и которую в дальнейшем будет рассматривать управленец для принятия решений.

Например: данные об образовании кадров вбиваются в систему именно как данные об образовании кадров. Если у сотрудника нет подтверждающего документа об образовании, либо компетенции, то система будет учитывать его как «без квалификации», несмотря на фактические его компетенции и возможности. Система сама по себе, постоянно старается увеличить компетентность и квалификацию кадрового состава на всех ее уровнях. Соответственно, она будет работать, и работает в плане привлечения большего числа сотрудников с подтвержденными компетенциями (ибо неподтвержденные документально компетенции она учитывать не может в настоящий момент). Простой пример: в образовательном учебном заведении, готовящем специалистов для производства, работает н-ное количество педагогов, все с подтвержденным пед. образованием, пускай даже с высшими категориями. И, по анализу в итоге получается, что это хорошо. А на практике все эти замечательные педагоги отучились в школе, после школы поступили в пед. ВУЗ, закончили ВУЗ, пришли на работу и работают. Никто из них никогда не был на производстве, для которого они готовят «квалифицированные кадры». И чему они могут обучить? Правильно, они могут обучить новое поколение, как сдавать ЕГЭ и любые тесты. Результатом будут дипломированные специалисты, которых в условиях производства нужно будет обучать заново. А кадры, которые проработали много лет на этом производстве и желали бы передать свои знания новому поколению, в систему образования не попадут – у них ведь нет требуемого педагогического образования.
Что мы имеем на практике: Мы имеем избыточность ненужной для управленца информации (собираются и хранятся данные от ФИО каждого человека в системе до каждого внутреннего приказа, распоряжения по каждому случаю)- система все это обрабатывает, и одновременно информационный голод (управленец понятия не имеет о фактических навыках и способностях людей в подведомственных ему системах). Более того, человеческий фактор понимать мы умеем, а учитывать его не представляется возможным. Управленец низшего звена не имеет ни обязанности ни желания информировать высшее звено о некоторых компетенциях своих подчиненных, и система его этому не обязывает.

Следующая характеристика «достоверность и точность информации».
Давайте, рассмотрим и ее в свете системы образования. Весной 2020 года страна переживала трудное время карантинных мер по обеспечению нераспространения коронавирусной инфекции. В связи с этими мерами образование в учреждениях велось дистанционно. По окончании учебного года все организации отчитались, как хорошо они справились с задачей дистанционного обучения, как все сумели завершить учебный процесс в полном объеме и т.д. Не смогли «красиво» отчитаться только огранизации, где явно отсутствовала материально-техническая база для подобного вида обучения. Да и то, отчитались. Если проводить анализ и принимать решения только из информации полученной внутри системы образования, то у нас в стране все дети и все учителя умеют учиться и учить дистанционно (вот есть только некоторые сбои программ и недостаточные коммуникации провайдеров). Но если использовать для анализа информацию, собранную из социальных сетей (мнения родителей, отзывы учащихся…) то становится очевидно, что система сбора и учета КИС системы образования никак не гарантирует достоверность и точность информации поступающей управленцам для принятия решений.

В таких же аспектах можно рассмотреть и прочие характеристики. «Полнота информации» определяется как соотношение необходимой для управления информации и полученной. Полнота информации определяется не вообще полнотой наших знаний по данной проблеме, а возможным и необходимом объёмом информации в данном процессе управления, чтобы затраты на сбор и обработку информации не снижали эффекта от повышения её полноты, увеличения объёма. На практике в этом аспекте тоже возникают сложности. Например: система учитывает все об обучающихся на конкретную специальность. Пока обучающийся в системе, мы имеем полноту информации о нем, но как только он выходит из системы (закончил учебное заведение, получил специальность) мы перестаем его учитывать, ибо отслеживать его дальнейшее трудоустройство и работу по специальности затратно.
В результате, управленец не имеет данных о том, будут ли работать по специальности выпущенные специалисты, и по каким причинам они не будут работать по освоенной ими специальности. Управленцу придется анализировать статистику других информационных систем разных отраслей, чтобы сделать выводы о том: достаточное ли образование получил учащийся для дальнейшего трудоустройства? достаточная ли востребованность кадров данной специальности в данной местности и других местностях? сколько вакансий фактически закрыто обученными специалистами и скольких специалистов актуально готовить в будущем? В зависимости от полученной информации управленец примет совершенно разные решения.
Следующая характеристика – «актуальность информации». В системе управления в нормативных и регламентационных актах, долгосрочных заданиях используется преимущественно Условно-постоянная информация. Она остаётся неизменной или незначительно изменяется в течение длительного промежутка времени и многократно используется для решения задач управления. В этом аспекте управленческий процесс в образовании получается информационно актуальнее, чем процесс самой функции образования, где информация учебная и обеспечивающая учебный процесс меняется очень быстрыми темпами, связанными с постоянными научно-техническими изменениями самого общества, и где актуальности информации система образования достичь в настоящий момент не может.
Плотность информации я не стану подвергать критике, ибо тут, по моему мнению, процесс оптимально соответствует техническим возможностям настоящего времени. Высокая плотность информации требует специальных технических средств для её использования, использование этой информации требует специальных технических приспособлений, и они используются в той мере, в которой на настоящий момент существуют в системе.
Уплотнение информации является одной из современных тенденций развития информационного обеспечения управления. И тут самыми эффективными системами окажутся те, которые будут способны обеспечивать быструю обработку информации большой плотности. Если китайцы выпустят обещанный ими миру квантовый компьютер, то это будет прорыв во всех областях, связанных с использованием информации.
Ибо «Кто владеет информацией, тот владеет миром»
(Наполеон, Ротшильд, Черчилль - в зависимости от источника информации данная фраза приписывается разным авторам)
Категория: Утверждения | Добавил: EllePlatz (03.09.2020)
Просмотров: 50 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar