Практическая социология, или взгляд с другой стороны.
В мировой социологической практике сложилось мощное направление вторичного социологического анализа исследовательских работ. Материалы обобщаются, заново структурируются, интерпретируются и оцениваются. Таким образом, многообразную опубликованную первичную социологическую информацию используют для иных выводов и задач, чем те, ради которых проводились первоначальные исследования. В России конкретные практические задачи, стоящие перед социологами в процессе подготовки и проведения эмпирических исследований чаще всего завершаются только определенными, весьма узкими и прагматичными практическими рекомендациями, необходимыми заказчикам исследований. В то же время, при проведении данных работ скапливается немалое количество информации, позволяющей выделить определенные тенденции в реальных социокультурных процессах современности. Но многие эти данные игнорируется, остаются невостребованными. Благоприятно либо неблагоприятно это сказывается на общественном мнении в случае публичных публикаций вторичных выводов, - это спорный вопрос. В России мы до сих пор имеем практику, когда наработки существующих достаточно многочисленных социологических служб, институтов общественного мнения и др. научных учреждений, получающих регулярную, отобранную по определенным стандартам, информацию практически не используются, что существенно снижает общий теоретический уровень познания характера и специфики происходящих в современном обществе процессов. Невостребованная социологическая информация в лучшем случае оседает мертвым грузом в банках данных, а нередко просто уничтожается. Таким образом, в России у научного сообщества, очевидно, существует определенное мнение о том как и в какую сторону нужно развивать данную науку. Да что далеко ходить, в научных традициях нашего общества принято, что Кандидатская диссертация представляет собой результат обучения в аспирантуре. Ее успешная защита дает автору степень кандидата наук, именно с этой целью данные научные труды и пишутся. Заметьте, НЕ С ЦЕЛЬЮ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, А С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ СТЕПЕНИ! С одной стороны, это традиционное правило позволяет контролировать и направлять социологические исследования в определенное направление, которое, по мнению высших умов нашей науки, является правильным и разумным. С другой стороны, такая практика не способствует объективному многостороннему изучению сторонних мнений и исследований в этой области. По моему мнению, современная российская практическая социология, столкнулась, к сожалению, с почти сложившейся традицией заученным, ведомственным характером многих социологических исследований, ограниченностью теоретических выводов. Отбросив научный язык, разграничивающий общение образованных умов с научными степенями и огромную массу рабочего населения России, можно сказать так: Искусный мастер, создающий свой шедевр, пребывает в уверенности, что в этом и есть главный смысл всей жизни и всей науки. Мастер растит подмастерье, внедряя в их головы ту же самую мысль, и творят они этот шедевр не замечая, что никому кроме них самих, он более уже не нужен. И даже когда шедевр начинает рассыпаться от времени, они латают на нем дыры (приспосабливают исследования и статистические данные, совершенствуют теории управления…) но не имеют смелости разрушить его и поставить на место его кусок свежей глины, из которой можно будет слепить нечто новое. И совсем не вызывает у меня удивления, что замечательные признанные нашей наукой программы и методики, мягко сказать, плоховато работают на практике. Источник: https://elleplatz.livejournal.com/151249.html | |
Просмотров: 727 | | |
Всего комментариев: 0 | |